Радиатор – важный элемент системы охлаждения автомобиля, главная задача которого – защита двигателя от перегрева. При неисправности данного элемента двигатель может и вовсе выйти из строя.
Одной из основных причин поломки данного узла является нарушение целостности трубок, в результате чего происходит утечка охлаждающей жидкости. Соответственно починка устройства сводится к поиску течи и ее устранению. Пайка радиатора охлаждения двигателя позволяет отремонтировать данный узел.
Устройство радиатора
Радиаторы охлаждения используются не только в автомобилях, устройства широко применяются во многих приборах. Стоит хотя бы вспомнить про кондиционеры и холодильники.
Во всех применениях они выполняют одинаковую функцию. В то же время, несмотря на многие конструктивные сходства, радиаторы имеют и множество различий в зависимости от сферы использования.
В автомобилях данный узел представляет набор тонких пластин, через которые проходят алюминиевые трубки. Данная конструкция позволяет обеспечить максимальную теплоотдачу.
По трубкам протекает охлаждающая жидкость. Ее задача сводится к переносу от нагреваемых участков двигателя к пластинам тепла, на которых происходит его рассеяние. С целью увеличения эффективности теплоотдачи, радиатор постоянно обдувается вентилятором.
Данный элемент имеет относительно простое устройство. Тем не менее важность радиатора трудно переоценить.
Как и любое другое оборудование, данный узел рано или поздно выходит из строя и появляется необходимость ремонта.
К основным неисправностям следует отнести:
- засорение трубок;
- нарушение герметичности;
- повреждение трубок.
Разгерметизация и появление течи в результате формирования трещин зачастую обусловлено попаданием камней в устройство из-под колес впереди едущих машин. В случае выхода из строя радиатора или нарушений в работе водитель столкнется с проблемой перегрева мотора.
Стоит также отметить, трубки, использующиеся в циркуляции жидкости, очень тонкие. В связи с чем они могут выходить из строя не только в результате механических повреждений, но и из-за коррозии. Даже незначительная ржавчина может привести к нарушению работы данного устройства.
Протекающий радиатор – серьезная проблема, требующая безотлагательного решения. А поскольку починка в сертифицированных сервисных центрах может стоить недешево, то многие водители прибегают к пайке радиатора автомобиля в «гаражных условиях» своими руками.
Стоит отметить, чтобы починить устройство, не понадобится использование большого количества устройств и серьезных навыков. Поэтому пайка алюминиевого радиатора будет под силу практически каждому автолюбителю.
Суть ремонта сводится к необходимости запаять все места течи с помощью сварки.
Подготовительные работы
Правильно выполненные подготовительные работы – залог качественного и надежного ремонта. Необходимо заранее подготовить нужный инструмент и материалы.
Чтобы пайка алюминиевых радиаторов прошла успешно, место утечки жидкости необходимо хорошо прочистить и удалить всю грязь. Затем эти места необходимо запаять с помощью олова.
Не забывайте, что рабочий автомобильный радиатор – залог длительной службы движка. При появлении протечки жидкости не стоит терять время и рисковать своим транспортным средством. Поскольку ремонт возможен своими руками в гаражном помещении, не стоит откладывать это дело на потом.
По своей сути, радиатор охлаждения такой же, как и у батарей отопления, только его функции строго обратные. В то же время нетрудно представить себе, что произойдет, если в батарее появится трещина и через нее начнет протекать вода.
Тут все то же самое, нельзя терять время понапрасну, необходимо поскорее приступить к устранению неисправности.
Перед ремонтом не забудьте слить всею охлаждающую жидкость. Если используется тосол, то его лучше слить в отдельную емкость. Для этих целей можно использовать пластиковую тару объемом не менее десяти литров.
Затем необходимо будет демонтировать устройство и после разместить на ровной, устойчивой поверхности.
Следующий шаг – очистка радиатора, изнутри и снаружи. В этих целях используют мягкую щетку с неагрессивным моющим раствором, или сжатый воздух компрессора. Желательно убрать всю грязь между ребрами. Это поможет лучше увидеть источник протечки.
Очистить внутренние полости агрегата подручными средствами будет непросто. Для этих целей лучше воспользоваться специальным средством. Оно поможет удалить накипь и другие загрязнения.
Не забудьте перед использованием средства закрыть отверстия радиатора. Это необходимо, чтобы жидкость для очистки не вытекла. После того, как все загрязнения растворятся, нужно слить полученную «жижу» и промыть внутренние полости проточной водой.
Маслянистые загрязнения лучше всего удаляются растворителями, например, бензином. Небольшое количество заливается в радиатор, после чего его необходимо немного потрясти. Затем точно так же следует слить растворитель и промыть все проточной водой.
Пайка радиатора
Пайка позволяет не только надежно соединять металлические детали, но и устранять некоторые дефекты в них. Одной из основных проблем алюминия является сильная подверженность окислению.
При работе с алюминием применяют специальный припой. Он изготавливается из висмута.
Если все же было решено отремонтировать данное устройство своими руками, тогда необходимо будет приготовить некоторые материалы. При починке латунного автомобильного радиатора необходимо запастись листовым отрезком из того же материала.
Не забудьте про обезжиривающее средство и паяльник. Если же проблема с системой охлаждения связана не с трубками, а с пластиковым бочком, тогда главным инструментом будет термофен.
В качестве присадок используют прутки. Их марка отмечена на бочке. Таким образом пайка радиатора автомобиля не вызовет никаких проблем.
Ремонтировать технику и оборудование никто не любит. Особенно если речь идет про платную починку. Но даже и в домашних условиях не всегда появляется достаточно свободного времени для восстановления работы охлаждающей системы автомобиля.
Чтобы избежать частых поломок, необходимо придерживаться нескольких правил. Они продлят «жизнь» радиатору в несколько раз, а водителю сэкономят время и деньги.
Очень важно использовать только специализированную охлаждающую жидкость. Использование простой воды может привести к серьезным последствиям. В воде трубки будут деградировать и очень быстрой выйдут из строя.
Не стоит забывать о своевременной замене жидкости. Эту процедуру необходимо выполнять минимум один раз на 40 000 километров. Именно после такого пробега антифриз и тосол загрязняются достаточно сильно.
Если вдруг случилось так, что поломка застала в пути, не стоит продолжать эксплуатировать машину. Возможно попытаться заделать течь на скорую руку с использованием холодной сварки. Однако этот метод является не очень эффективным.
Холодная сварка – это специальный ремонтный набор. С его помощью получится провести ту же работу, что и с обычной пайкой. То есть: устранить отверстия, восстановить прочность швов, прикрепить друг к другу металлические части.
Подобные наборы продаются в авто-магазинах, а также могут встречаться в строительных торговых точках. На сегодняшний день есть много производителей данного продукта. Все они, как правило, качественные, поэтому с выбором проблем не возникнет.
С помощью холодной сварки удастся устранить достаточно крупные отверстия и трещины. Данная процедура делается с помощью жестяной заплатки. Ею заклеивают отверстие с использованием специального клея.
Если же в результате поломки сформировалась протяженная трещина, тогда лучше заменить старый радиатор на новый.
Итог
Поломка радиатора охлаждения – это серьезная проблема, которая требует безотлагательного устранения. Данная неисправность может привести к выходу из строя двигателя из-за перегрева. В связи с этим ремонт необходимо выполнить как можно быстрее.
Пайка радиатора охлаждения – это один из доступных методов починки, которую удастся осилить своими руками. Используя подручные инструменты, такие как паяльник для пайки и термофен, можно самостоятельно отремонтировать радиатор и неплохо сэкономить на сервисном обслуживании автомобиля.